Расширение словарного запаса в поисково-экспериментальной деятельности на экологии «Фиксики».
Цели:
- расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, воды, огня;
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
-познакомить детей с различными химическими реакциями при соединении элементов;
- развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей;
- развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;
-познакомить с техникой безопасности при использовании огня, воды, острых предметов.
Оборудование:Письмо-приглашение, халаты, стенд с техникой безопасности, воздушные шары, иголки, свечи, вода, телефоны, 3 банки с крышкой, стеклянные стаканы, яйца,соль, одноразовые пакеты, карандаши, трубочки и стаканчики для дыхательной гимнастики, пластиковые стаканы, пекинская капуста, красители, одноразовые тарелки, конфеты «Скиттелс»,пищевая сода, средство для мытья посуды, уксус, поднос, медицинские маски.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс письмо-приглашение от фиксиков для вас. Фиксики приглашают нас в свою лабораторию. Идем?
-ИДЕМ!
Давайте с вами наденем халаты. (Надевают).
А вот и Дедус сейчас объяснит вам технику безопасности. На доске вывешены иллюстрации с техникой безопасности при использовании огня, воды, острых предметов.
Далее отправляются по стрелочкам.
Стол 1. Эксперименты с воздушными шарами.
Эксперимент 1. «Нелопающийся шарик»
Понадобится: воздушные шары, иголки.
Опыт: Надуваем шарик и протыкаем его снизу.
Объяснение: Для того, чтобы шарик не лопнул, нужно проткнуть его в местах наименьшего натяжения.
Эксперимент 2. «Огнеупорный шарик»
Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.
Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Эксперимент 3. «Телефон в шарике»
Понадобится: Телефон, шарики.
Опыт: Педагог надувает шарик, прижимает его к телефону, по мере сдувания телефон остается в шарике.
Изготовление из воздушного шарика, одноразовых тарелочек, деревянных палочек -игру Бадминтон.
Зрительная гимнастика «Воздушные шарики»
Стол 2. Эксперименты с водой
Эксперимент 1. «Фокус с водой»
Понадобится: Банки с чистой водой, гуашь.
Опыт: Произнося волшебные слова, потрясти банку- вода окрасилась.
Объяснение: Крышки предварительно окрасить в любой цвет- при соприкосновении с водой-получится желаемый цвет!
Эксперимент 2. «Тонет или нет?»
Понадобится: 2 банки: с чистой водой и соленой водой, яйца сырые.
Опыт: Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.
Яйцо тонет.
Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает!
Яйцо всплывает
Объяснение: Все, наверное, знают, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной. Это происходит потому, что плотность соленой воды выше. Это прекрасно видно на примере яйца. Сырое куриное яйцо тяжелее обычной пресной воды. Оно в ней будет тонуть.
Но когда мы в раствор добавим соль, вода станет тяжелее, и яйцо станет легче жидкости, находящейся в банке - оно всплывет.
Эксперимент 3. «Карандаши»
Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Физминутка «Фиксипелки»
Стол 3. Радужные опыты
Эксперимент 1. «Цветная капуста»
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Эксперимент 2. «Радуга в тарелке»
Понадобятся: большая плоская тарелка, упаковка Skittles,вода
Опыт6 Положите конфетки по кругу и налейте в центр немного воды. Ждите радугу!
Эксперимент 3. «Разноцветный вулкан»
Понадобятся: уксус, сода, красители, поднос,
Опыт: Расставляем баночки на подносе. Это вынужденная мера предосторожности, чтобы не залить все вокруг лавой от наших вулканов. Заполняем емкости уксусом на половину. Добавляем красители. Насыпаем по чайной ложке соды в каждую баночку. Вау! Наши фонтаны извергаются!
Сюрпризный момент-вручение сертификатов от Фиксиков.
Областная специальная коррекционная школа-сад для детей с ЗПР
Расширение словарного запаса в поисково-экспериментальной деятельности на экологии «Фиксики».
Дефектолог: Парай И.В.
г.Актобе